Пятница, 19.04.2024, 12:24
Приветствую Вас Гость

ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ

Обобщение опыта

Из опыта работы

учителя ИЗО и черчения

Новиковой Ирины Анатольевны

Тема опыта: Использование современных технологий в обучении ИЗО и черчения.

Я - учитель изобразительного искусства и черчения. Свою задачу, как учитель этих предметов, я вижу в том, чтобы формировать духовную культуру личности школьников, приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным наследием, а также формировать пространственное воображение, развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему.

Но в современных условиях, когда многие дети знакомы с Интернет, имеют дома компьютеры, оснащение урока только привычными, традиционными учебными пособиями становится, с моей точки зрения, скучным, а может и несколько устаревшим. В то же время мне как педагогу хотелось бы, чтобы дети использовали компьютер не только в развлекательных целях, но и для образования, получения полезной информации.

Поэтому передо мной встала задача внедрения современных компьютерных технологий в образовательный процесс, в том числе и Интернет-ресурсов

Компьютерные технологии я  использую в образовательном процессе уже третий год. За это время накоплен материал по разным курсам ИЗО и черчения для разных этапов урока, презентационные разработки для внеурочной деятельности по предметам.

Сегодня  я хочу поделиться опытом использования компьютерных технологий на уроках ИЗО и черчения.

Мой выход на использование Интернет-технологий  начался с создания моего собственного сайта, расположенного в локальной сети Шатурского района и в глобальной сети.

На местном сайте ученики имеют возможность выложить свои творческие работы для просмотра. Многие учащиеся применяют полученные на уроках и в кружках знания для создания компьютерной графики. С этой целью я выкладываю множество электронных книг по искусству, веб-дизайну, различные графические редакторы и другое программное обеспечение.


null

        

http://linda-izo.ucoz.ru/


О моём сайте знают учащиеся и заходят на него. Зная об этом, я разместила в сети Интернет несколько образовательных сайтов: «Школьникам о живописи», «Основы рисунка». Они созданы для того, чтобы учащиеся могли получать необходимую справочную информацию, теоретические сведения по предмету «Изобразительное искусство», почерпнуть необходимые знания, которые недоступны на страницах стандартного учебника. Это я делаю с целью приобщения детей к миру искусства, чтобы сделать обучение интересным, увлекательным. На страницах сайта учащиеся могут познакомиться с различными приёмами работы красками, с различными живописными техниками.

Приятно, когда ученики перед уроком или после уроков задают вопросы по тем материалам, которые размещены на сайте.

http://www.shatiskusstvo.ucoz.ru/


Современное техническое оснащение кабинета позволило мне использовать компьютерные технологии в уроке. Мой выбор в пользу ИКТ на разных этапах урока обусловлен уверенностью в том, что с компьютерными технологиями связан завтрашний день школы. Но не только это определило мой выбор.



Предмет изобразительного искусства специфичен.  Помимо отработки определенных умений,  предусмотренных программой, вижу свою задачу и в том, чтобы приобщить учащихся к мировым шедеврам изобразительного искусства и архитектуры.

Не у всех, к сожалению, есть возможность побывать на выставках, в музеях. И подчас школьный урок становится чуть ли не единственным источником знаний и представлений о мировых достижениях.

Я начала создавать мультимедийные презентации обучающего характера, рассчитанные на конкретную тему, на конкретный урок. При создании презентации я ставлю следующие задачи:

Приведу несколько примеров созданных мною презентационных проектов для уроков ИЗО и черчения,  предназначенных к использованию на этапе изучения нового материала.

Тема: Знакомство с видами портрета.

Тема: Виды разрезов.

   Презентации содержат не только иллюстративный материал, но и теоретические положения.

  Например, по черчению:




По изобразительному искусству:




В виде мультимедийных презентаций  хранятся виртуальные альбомы детских работ (в цифровом формате), учащимся очень важно увидеть не только работы профессиональных художников, но и работы своих сверстников. Они реально понимают, что могут добиться таких же результатов, а может быть, и более высоких, когда имеют возможность сравнить свои работы.

Использование компьютерных технологий более продуктивно, чем использование таблиц, плакатов (сокращает время и более эстетично).

   Все созданные мною презентации систематизированы.


Такая систематизация позволяет учителю сохранять и быстро находить нужный материал к уроку. Разработанные мной методические материалы всегда доступны моим коллегам, периодически я выкладываю материалы на сайте «В помощь учителю ИЗО и черчения», который создан мной с целью обмена опытом.

http://www.shatiskusstvo.ucoz.ru/


Если для этапа изучения нового материала я подбираю иллюстрации и тексты с полным воспроизведением, то для повторения, проверки и закрепления знаний предлагаю слайды другого плана.

Например:

Повторение темы «Жанры живописи»

    - Оставьте в картинной галерее только пейзажи

    - Какие картины вы считаете лишними?

    - К каким жанрам живописи они относятся?

  

Повторение темы «Виды портрета»


Повторение темы «Разрезы и сечения»


- посмотрите на чертёж;

- как вы считаете, где изображен разрез, а где сечение;
- чем они отличаются друг от друга;
- дайте определение сечению;

- дайте определение разрезу.



В практике моей работы созданы разноплановые компьютерные презентации.


Главное преимущество компьютерных технологий – это актуальность на сегодняшний день и их мобильность.

Проверка знаний учащихся на уроках ИЗО и черчения несколько отличается от контроля знаний по русскому языку или математике. Конечно же, главным показателем результата является рисунок ученика на уроке изобразительного искусства. Но программа предусматривает проверку  и теоретических знаний. В этом тоже мне помогает компьютер, а для учащихся «отвечать» компьютеру  более привлекательно , чем беседовать с учителем или давать письменный ответ на вопрос. Для осуществления контроля знаний по теоретическим вопросам использую следующие наработки :




Оценка результатов учащихся -  еще одна составляющая часть работы учителя. И здесь я использую различные способы и формы диагностики:

- традиционные опросы, проверочные работы;

- специальные разработанные по теме задания (по ИЗО и черчению);

- функциональная диагностика, позволяющая определить состояние уровня знаний во время учебной работы при фиксации реакции на воздействие (то есть по тому, какова реакция класса, конкретного ученика, – можно определить уровень знаний, показать решение какого-либо задания с заранее допущенной ошибкой. Если учащиеся хорошо усвоили материал, то реакция будет незамедлительной, а дальше можно искать пути правильного решения… );

- оценка деятельности ученика происходит не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения (ИЗО – предмет особенный и не каждому он даётся с лёгкостью. Здесь многое зависит от способностей, данных природой. Это не значит, что ученики, не имеющие особых способностей к живописи, не смогут получить наивысшую оценку. Во время наблюдения за работой можно заметить, что при выполнении  индивидуального задания или коллективной работы, а также проекта ученик предлагает какие-то нестандартные решения, интересный замысел, проявляет творческую активность, заинтересованность, старание.  И, несмотря на не совсем качественно выполненную практическую работу, такой ученик заслуживает оценки «отлично»);

- с использованием компьютерных технологий (виртуальное тестирование, интерактивный опрос можно использовать небольшие компьютерные программы с заложенными вопросами и ответами.  Результаты фиксируются или в %, или компьютер выставляет «виртуальную» оценку сам. Обычно такие программы  декоративно оформлены, включают анимацию и очень интересны детям. Такие программы можно разработать самостоятельно или использовать уже имеющиеся, которые включены во многие обучающие компакт-диски по искусству (часто бывают в продаже))

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности, урока с использованием Интернет-ресурсов, - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Другой причиной является использование детской заинтересованности в современных технологиях, что тоже способствует мотивации учебной деятельности.

Использование компьютерных технологий в моей практике  занимает важное место в учебной деятельности и во внеклассной работе.

 - Для внеурочных занятий – портфолио (коллекция работ учащихся, в которых показаны индивидуальные достижения. Занимаясь в изостудии, учащиеся ведут подборку своих работ в течение нескольких лет. Просмотрев её, можно проследить динамику развития ученика, выяснить наиболее сильные и слабые его стороны ( у кого-то сильнее рисунок, построение, у кого-то сильнее живопись, явное чувство цвета и т. д.) Опираясь на накопленный материал, я планирую индивидуальную работу с каждым ребёнком, подбирая посильные индивидуальные задания с учётом тех или иных наклонностей.).

- Ребенку очень важна оценка его труда не только  педагогом, но и сверстниками, поэтому часто я провожу выставку детских работ.

Компьютерные презентации, созданные мной, находят признание моих учеников. Моя работа подтолкнула наиболее способных  учащихся к созданию собственных презентаций, а это уже проектное обучение, которое создают атмосферу творчества.

В идее проектной методики меня привлекает то, что учащиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в выборе «конечного продукта». Проектная работа предоставляет учащимся возможность использования известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности учащихся. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также даёт возможность использования исследовательских методов в обучении.

Проект детской зимней площадки.

Этапы работы:

  1. Первый этап (Актуализация темы, определение цели и задач проекта):
  2. Второй этап (Сбор идей):
  3. Третий этап (Оформление эскизов снежных скульптур (каждой в отдельности), эскиза общего композиционного решения скульптурной группы, обсуждение композиционного решения коллективной работы):
  4. Четвертый этап (Защита проектов, выбор лучшего).
  5. Пятый  этап – Реализация проекта. Выполнение коллективной работы: зимний городской пейзаж с изображением детской площадки.

Проект современного интерьера.

 Этапы работы.

1.   Первый этап. Детская инициатива при изучении темы «Дизайн интерьера». Сбор информации. Сообщения учителя по данной теме.

2.   Второй этап. Детские сообщения по данной теме (дизайн интерьера, роль цвета в интерьере.

3.   Третий этап. Выполнение эскизов отдельных деталей интерьера: эскиз светильников, настенного панно, ковра, штор, предметов быта, эскиз росписи стен и т. д., детские рисунки с планом будущего интерьера.  

4.   Четвертый этап. Защита проектов.

5.   Пятый  этап. Реализация проекта. Выполнение коллективной работы: перспективное построение интерьера (комнаты, детского кафе), выполнение работы в цвете.

Использование мною проектной работы, целью которой является развитие учащихся, позволяет привлекать учеников с разными учебными способностями, придаёт им уверенность, положительно влияет на их отношение к изучаемому предмету в целом, развивает их интерес.

Метод проектов для меня сейчас не возможен  без применения информационных технологий.

Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными другими технологиями и методиками  обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации, индивидуализации обучения и воспитания.

А это значит, что внедрение компьютерных технологий в школе на уроке просто необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной деятельности, повышения интереса учащихся к приобретению новых знаний, внесения элемента новизны. Использование информационных технологий создаёт принципиально новые возможности для усвоения учебного материала учениками. Это достигается за счёт увеличения доли информации, представляемой в визуальной и звуковой форме, скорости доставления информации. Легко реализуется принцип наглядности в обучении, увеличивается доступность объяснения, так как у учащихся работает образное воображение. Мне компьютер облегчает задачу подготовки к занятиям, помогает развивать интерес к своему предмету. Мне импонирует то, что компьютерные технологии можно использовать на любом этапе урока для вовлечения в активную деятельность. Недаром говорят:

Итак, новые информационные технологии – это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет решать новые, не решённые ранее задачи. Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит «живого» общения учителя с учеником.

Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz









  • Copyright MyCorp © 2024 |